Возможности преодоления. Помощь психолога.

Главная » Материалы » Здоровье » Бронхиальная астма у Вашего ребенка.

  Нарушения здоровья у ребенка независимо от заболевания ставят его в особую социальную ситуацию развития из-за возникающих преград, определяемых болезнью. В последние десятилетия, как отмечают врачи педиатры, резко повысилась заболеваемость детей.

  Заболевание человека всегда является стрессом для него и для его близких. При наличии у ребёнка заболевания хронического характера или врождённого недуга семья зачастую попадает в длительную психотравмирующую ситуацию. Трудные, а иногда и непоправимо трагические обстоятельства у детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями, создают новую для них жизненную ситуацию.

  В настоящее время является общепризнанным, что развитие хронических соматических заболеваний определяется взаимодействием комплекса биологических и психосоциальных факторов.

  Для ребенка или подростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, способствующих развитию нарушений здоровья в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными.

  В числе таких угрожающих ситуаций могут стать неадекватное воспитание (жестокое, авторитарное, чрезмерно изнеживающее, не соответствующее полу или личностным особенностям ребенка), развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников и другие.

  Психоэмоциональное напряжение, лежащее в основе психосоматических расстройств у детей, связывают с нарушением детско-родительских отношений, которые определяются персональными особенностями родителей или обстоятельствами жизни. Состояние здоровья ребенка в определенном смысле можно рассматривать как индикатор семейного благополучия: болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации.

  Определение ранних диагностических признаков неблагополучия в психосоматическом развитии ребенка, оценка роли психогенных (прежде всего, семейных) факторов в развитии у него нарушений здоровья является необходимым условием научно-обоснованного психологического вмешательства в системе профилактических и лечебных мероприятий. Так как именно ребенок, являясь свидетелем и нередко непосредственным участником семейных конфликтов, усваивает негативные формы поведения родителей, сталкивается с противоречивостью в отношении к родителям: испытывая естественную любовь и привязанность к родителям, ребенок одновременно чувствует обиду, душевную боль и свою беспомощность в таких ситуациях.

  Итак, одним из ключевых факторов, влияющих на жизнь больного ребёнка, являются его отношения с родителями, а другим важным фактором – само заболевание. Эти два фактора находятся в тесной связи друг с другом – наличие и характер заболевания существенным образом сказываются на взаимоотношениях с родителями, а взаимоотношения с родителями влияют на отношение к болезни, к лечению, на адаптацию к самой болезни. Конечно, жизненная ситуация, в которой развивается больной ребёнок, не исчерпывается детско-родительскими отношениями, однако, семья оказывается зачастую единственной, или, во всяком случае, основной системой социальных отношений, в которую включён ребёнок и которая определяет характер психологической адаптации, является ресурсом для неё или же, напротив, создаёт затруднения в этом процессе. Таким образом, анализ семейной ситуации у хронически больного ребёнка снабдит врача, психолога и родителей необходимыми фактами, которые помогут улучшить его физическое и психическое состояние; кроме того, позволит улучшить заботу о больном, точнее спланировать восстановительное лечение, улучшить адаптацию к болезни и социальную адаптацию.

  Рассмотрим такую сложную ситуацию, возникающую у детей и подростков, страдающих тяжелым психосоматическим заболеванием – бронхиальной астмой. Это заболевание, развивающиеся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате бронхоконстрикции, гиперсекреции слизи, отека стенки бронхов. Во время приступа больной ребенок испытывает острую тяжелую нехватку воздуха, он буквально «борется» за воздух. В развитии острого приступа психический фактор играет большую роль у всех больных. Его значение для «запуска» приступа особенно очевидно у детей с тяжелым течением болезни.

  Именно поэтому, немаловажная роль в прогнозе и течении этого заболевания должна отводится именно психологическому фактору, который рассматривается в контексте психосоматического соотношения в болезни.

  Недостаточная эффективность существующих методов лечения бронхиальной астмы в детском и подростковом возрасте, без учета психологической сферы личности больных детей и подростков, особенностей детско-родительских отношений (семьи) в контексте заболевания, как основного звена поддерживающей системы очевидна.

  Сами больные, как и их родственники, остаются практически без психологической помощи, хотя такие дети и подростки в связи с особенной ранимостью их психики и формированием личности наряду с лечением нуждаются и в психологической поддержке. А игнорирование этого аспекта может принести ненужные страдания больному и его семье, ухудшить его жизненную ситуацию и затруднить лечение.

  Учитывая изложенное, взгляд на психосоматический симптом, как на результат дисфункции семейной системы приобретает все большую популярность. Данный угол зрения представляется особенно обоснованным в случае развития психосоматического заболевания у детей и подростков в силу их особой зависимости от семейного окружения. Психосоматическое заболевание у ребенка выступает как дисфункциональный стабилизатор семейной системы.

  В виду с многочисленными обращениями родителей за психологической помощью по случаю болезни ребенка, что несмотря на лекарственную терапию врачей вновь и вновь повторяются приступы астмы нами было проведено психологическое исследование, в рамках которого были выработаны ряд методов и техник в помощь страдающему от приступов астмы ребенку и подростку.

  Нами было проведено исследование в отделении иммунопатологии и Клинико-диагностическом комплексе Детской городской клинической больницы № 9 им. Г.Н. Сперанского, которые осуществляют комплексное стационарное, а также плановое амбулаторное лечение детей, страдающих иммунопатологией и бронхиальной астмой. В исследовании приняли участие 120 человек - 60 детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и подростков (11-15 лет), страдающих бронхиальной астмой легкой и средней степени тяжести, а также их матери и отцы.

  Целью нашего исследования стало изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях детей и подростков, больных бронхиальной астмой.

  В связи с этим, огромную роль играет диагностика детско-родительских отношений в семьях детей и подростков, больных бронхиальной астмой. Родитель – является главным звеном поддержки и становления самостоятельной, успешной и счастливой личности ребенка.

  Мы проведем диагностику детско-родительских отношений в вашей семье, найдем и определим причины запуска приступов астмы. Окажем профессиональную клинико-психологическую помощь в преодолении бронхиальной астмы, профилактики и устранении приступов. Мы поможем наладить теплый климат человеческих отношений в семье. Научим нуждающегося в помощи ребенка и подростка саморегуляции всего организма.

  Мы расскажем о роли и важности правильного, дающего энергию и силу дыхания для вашего ребенка. Научим правильно дышать профилактируя наступление приступа и купируя его. Ваш ребенок сначала научится справляться с постигшей его «бедой» болезни, а затем мы вместе поможем ему постараться  избавится от нее навсегда.

  В связи с особой актуальностью этой темы для родителей телесно-ориентированными психотерапевтами и психологами был разработан специальный комплекс упражнений для самопомощи ребенку в избавлении от тяжелого заболевания. Мы обучим вашего ребенка и подростка прислушиваться к себе, к своему телу, дыханию и возможность преодоления приступа сделаем доступной. А ваши переживания за страдающего ребенка мы сделаем менее болезненными.

  Результаты совместной работы с Вами позволят точнее определять мишени и соответствующие им стратегии оптимизации детско-родительских отношений, будут способствовать поиску более адаптивных вариантов реализации взаимоотношений в семье и аспектов формирования гармоничной, поддерживающей сильные стороны Вашего ребенка коммуникации.

  На основании проведённого нами анкетирования матерей, мы сделали вывод, что подавляющее большинство семей детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой нуждаются в оказании им психологической помощи и поддержки и готовы принять ее. Матери детей и подростков считают, что потребность в помощи больше всего испытывает в целом семья больного ребенка, но также и сам ребенок нуждается в индивидуальной, специфической помощи, в связи с имеющимся заболеванием.

  Для наилучшей адаптации семей с детьми и подростками, страдающими бронхиальной астмой, нам представляется возможным следующий путь психологической коррекции детско-родительских отношений. С одной стороны это снижение тревожности матерей и чрезмерной гиперопеки по отношению к ребенку, а с другой – формирование у детей и подростков чувства принадлежности к семье, чувства общности с семьей, зависимости от семьи в той степени, которая нормальна для их возраста.

 

Виктория Матвеева  - клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт

Всегда рады помочь Вам в решении поставленных задач и достижении самых высоких целей команда «5 Сторона»!

Поговорить с нами и записаться на консультацию вы можете по телефону

+7 (925) 205 86 55

Записаться на консультацию

Бесплатная консультация
Подробнее

Центр профессиональных телесных психологов
"Пятая сторона"